Штамповые испытания
грунтов и дорожных
покрытий
Строительная лаборатория МАТТЕСТ занимается штамповыми испытаниями грунтов штампом диаметра 60 см и испытаниями автомобильных дорог штампом диаметра 30 см, прибором итальянского производителя.
Автомобильные дороги и площадки испытывают: на стадиях строительства, сдача объекта, мониторинг дорог в эксплуатации, а также в период весеннего и осеннего распутья. Испытания, при строительстве автодорог, дают сравнить фактический модуль упругости материала с проектным, и при положительном значении перейти на строительство вышележащего слоя. Главные испытания в автодорожном строительстве является - уплотнение и несущие свойства грунта – эти характеристики фундаментальные в автодорогах, от него во многом зависит качества дорог. Испытывать во время строительства можно каждый слой дорожной одежды и сравнить данные с проектными.Неудовлетворительная оценка испытаний штампом спрогнозирует появление трещин на поверхности асфальтобетона, а далее колееобразование.Наблюдения за дорожными объектами свидетельствуют о том, что основной причиной преждевременного разрушения покрытий дорог (полов), является некачественное уплотнение
нижележащих слоев (песка, щебня), недостаточный модуль упругости - 80% от общего количества разрушений. И только лишь 20% - другие причины (климатические факторы, превышение расчетной интенсивности движения и т.д.)
Штамповые испытания конструктивных слоев дорожных одежд проводятся по ГОСТ 20276-2012 "Методы полевого определения характеристик прочности и деформируемости" ОДН 218.046-01 и МОДН 2-2001. Большое распространение испытаний в автомобильных дорогах, по СП 34.13330.2012, штамп диаметром 33 см, и является имитацией нагрузки от колеса расчетного автомобиля.
Испытания производятся в соотвествие с ГОСТ 20276-2012 "Методы полевого определения характеристик прочности и деформируемости". Для оснований под промышленные полы и прочие монолитные покрытия – диаметр штампа устанавливается в зависимости от упругой характеристики плиты и составляет, как правило, 45 см £ D £ 60 см. Наконец, для испытаний оснований фундаментов диаметр штампа устанавливается согласно требованиям п.5.2.3 ГОСТ и составляет D = 60см. В строительной лаборатории имеется штамп 30, 60 см и площадью 5000 см/кв
Количество штамповых испытаний на объекте необходимо провести значительное количество штамповых испытаний (норма для площадных объектов – не менее одного испытания на 500м2, для дорог – 1 испытание на 10 – 15м согласно Приложения 8 ВСН 46-83), особенно при оперативном контроле качества в процессе строительства.
В период возведения сооружения в процессе ведения авторского, технического надзора зачастую важно проверить, добились ли строители требуемых расчетных деформативных характеристик оснований на интересующих нас поверхностях. Это относится к определению фактического модуля упругости для слоев дорожных одежд (рассчитанных по ОДН 218.046-01), фактического модуля деформации для основания под фундаменты (рассчитанного по СНиП 2.02.01-83), фактического коэффициента постели для основания под промышленные полы (рассчитанного по СНиП 32-03-96) Результаты испытаний отражают прямые несущие способности материала под штампом, и выражают деформацию материала под штампом в зависимости от прилагаемой степени нагрузки. Таким образом, надзор за строительством дорог (полов) при помощи штамповых испытаний, гарантировано обеспечит Заказчику качество строительных работ и дальнейшую безотказную работу грунтового сооружения. Основными деформационными характеристиками, подлежащими контролю при уплотнении, являются: модуль деформации, модуль упругости и коэффициент постели.
В период возведения сооружения в процессе ведения авторского, технического надзора зачастую важно проверить, добились ли строители требуемых расчетных деформативных характеристик оснований на интересующих нас поверхностях. Это относится к определению фактического модуля упругости для слоев дорожных одежд (рассчитанных по ОДН 218.046-01), фактического модуля деформации для основания под фундаменты (рассчитанного по СНиП 2.02.01-83), фактического коэффициента постели для основания под промышленные полы (рассчитанного по СНиП 32-03-96) Результаты испытаний отражают прямые несущие способности материала под штампом, и выражают деформацию материала под штампом в зависимости от прилагаемой степени нагрузки. Таким образом, надзор за строительством дорог (полов) при помощи штамповых испытаний, гарантировано обеспечит Заказчику качество строительных работ и дальнейшую безотказную работу грунтового сооружения. Основными деформационными характеристиками, подлежащими контролю при уплотнении, являются: модуль деформации, модуль упругости и коэффициент постели.